zakaz@shina-online.ru
Обращаем ваше внимание на то, что адрес нашего магазина SHINA-ONLINE.RU
Сайт online-shina.com к нам не имеет никакого отношения.
Будьте, пожалуйста, внимательны.

 

О колесных дисках

 

Литые легкосплавные и кованые диски  |  Штампованные диски

 


 

Литые легкосплавные и кованые диски: плюсы и минусы

Уже из названия этих дисков видно, что их изготавливают из легких металлов. Главным образом, используются различные сплавы на основе алюминия, реже, магния. По методу изготовления легкосплавные диски различаются на литые и кованые. Литые изготавливаются методом отливки в форму, а кованые - способом промышленной горячей штамповки.

Основные преимущества легкосплавных дисков перед обычными стальными это, прежде всего, вес и дизайн. Например, если 13-дюймовый стальной диск весит 7-8 кг, то легкосплавный литой - около 6 кг, а кованый - около 5 кг. Технически уменьшение веса колеса означает снижение массы неподрессоренных частей и сил инерции. Благодаря этому более легкое колесо быстрее "возвращается на место" после прохождения неровностей рельефа, что дает улучшение в работе подвески автомобиля и его управляемости. Для поворачивания колес с меньшим весом (при прочих равных условиях) требуются меньшие усилия на рулевом колесе. Снижение инерционности, соответственно, повышает тормозную и разгонную динамику.

Не меньше технической играет роль и эстетическая сторона вопроса. Легкосплавные диски не в пример красивее и "элегантнее" стальных. При этом сама их конструкция позволяет создавать бесконечное множество самых разных форм - от классических до самых фантастических.

Проблемы легкосплавных дисков

Легкосплавные диски, особенно кованые, тверже стальных и их материал, особенно у литых дисков, является хрупким. При ударе они не сминаются, а получают трещины и сколы. Если стальной диск почти всегда можно "прокатать" и выправить, то большинство повреждений легкосплавного диска делает его не пригодным к использованию. При этом легкосплавные диски всегда минимум в 2 раза дороже стальных. Литой диск можно случайно повредить даже в таких безобидных ситуациях, как неосторожная парковка у поребрика, наезд на скорости на трамвайные рельсы. Особенно это относится к низкопрофильным шинам, где диск более уязвим. Очень коварны скрытые трещины - диск может даже расколоться на ходу: например, при случайном наезде на выбоину на скорости.

Кованые легкосплавные диски - наиболее прочные и меньше литых страдают от мелких ударов. Но при сильном ударе прочность кованых дисков оборачивается негативной стороной. В отличие от стального или литого, которые, сминаясь или разрушаясь, поглощают часть энергии, кованый диск не демпфирует удар, и вся сила которого передается на элементы подвески. А ее ремонт обойдется дороже.

Так же возможные проблемы могут заключаются в дизайне легкосплавных дисков, точнее в конфигурации и количестве лучей (опор) диска, которые соединяют центр с ободом. Лучи диска могут накапливать дорожную грязь, которая при обычной, поверхностной мойке не удаляется. Грязь вызывает дисбаланс колеса, что проявляется биением на руле и ухудшением управляемости машины.

При этом трудность выбора состоит в том, что никогда нельзя на 100% предугадать, будет диск накапливать грязь или нет. Наиболее гарантированным вариантом от этого могут служить диски с редкими гладкими лучами, без полостей с обратной стороны. Хотя, нередко и многоспицевые диски ведут себя нормально. Тут многое зависит от расчета аэродинамики диска, которое делает производитель. Единственный верный способ избежать "грязевой" дисбалансировки диска - тщательная мойка колес по всей окружности, особенно с внутренней стороны.

Ремонт легкосплавных дисков

Не смотря на вышесказанное (про специфику повреждения легкосплавных дисков), легкосплавные диски, в принципе, можно ремонтировать и такая услуга существует во многих "шиномонтажках". Но ремонтопригодны далеко не все диски. Основным показателем тут выступает сохранение общей прочности несущих частей диска, которую оценивают в мастерской. И если жесткость конструкции нарушена, то ремонту диск не подлежит. Важным критерием является объем полученных повреждений: размер сколов и утраченных фрагментов, глубина и характер заминов (у кованых дисков), величина отклонений геометрии.

    В целом, по ремонтопригодности легкосплавные диски можно разделить на три категории:
  • Первая - это диски с небольшими объемом повреждений: например, с мелкими царапинами и потертостями краски, которые можно восстановить с гарантией их дальнейшей безопасности;
  • Вторая группа представляет собой нечто среднее: ремонт дисков принципиально возможен, но полной гарантии на восстановление их качеств и надежности нет. Такие диски можно отремонтировать и использовать для "запаски", на которой потихоньку ехать до шиномонтажа;
  • Третья - диски абсолютно "убитые", чье восстановление невозможно.

Нужно заметить, что подавляющее большинство поврежденных от удара дисков относятся именно ко второй и третьей категориям, и полное восстановление - достаточно редкий случай.

Выбор легкосплавных дисков

Основными параметрами при выборе легкосплавных дисков является посадочный (монтажный) диаметр обода, диаметр центрального отверстия под ступицу колеса, диаметр окружности расположения крепежных отверстий, их число, ширина обода диска и вылет - расстояние между крепежной плоскостью и плоскостью продольной симметрии обода.(подробно о параметрах дисков можно прочитать в разделе маркировка дисков)

По размерности, легкосплавные диски, можно подобрать практически для любого автомобиля - легкового и внедорожника, даже есть модели для грузового транспорта. А вот по дизайну нередко возникают сложности - понравившаяся модель может не выпускаться в нужном типоразмере.

Можно выбрать и разные диски, но на одной оси, конечно же, должны стоять одинаковые диски и шины с одинаковым рисунком протектора. Исключение - если колесо используется в качестве "запаски", чтобы в небольшой скоростью доехать до шиномонтажа. На разных осях разные диски, как и шины, ставить можно, но будет ли это красиво?

При выборе легкосплавных дисков, главное, не нужно гнаться за шириной. Очень многие подбирают резину и диски как можно шире, только чтоб влезало в колесные арки. А потом удивляются сильно потяжелевшему рулю. Тот же эффект даст и выбор дисков с чрезмерно уменьшенным вылетом (ступица получается как бы "утопленной" вглубь относительно обода), за счет чего расширяется колея. Широкая резина и более широкая колея, безусловно, дают улучшение курсовой устойчивости автомобиля, лучший контакт с дорогой. Но их обратная сторона - более тяжелый руль, снижение разгонной динамики, увеличение расхода топлива.

Покупать, конечно же, нужно только диски, имеющие сертификат. Правда, обзавестись бумажкой с печатью для продавцов тоже не проблема. В этой связи стоит с опаской относиться к азиатским дискам. Они недороги и выглядят хорошо, но качество их, по большей части, - очень низкое: краска быстро облупляется, и диски начинает разъедать коррозия. Сами диски - тоже непрочные и часто колются либо от несильных ударов о поребрики, либо вообще сами по себе. Если есть желание купить легкосплавные диски подешевле, лучше обратить внимание на продукцию российских производителей. Во многих отраслях мы еще ничего не умеем, но вот обработка металла всегда была традиционно сильна у нас в стране.

P.S. Основная рекомендация, при использовании легкосплавных дисков - ездить так, чтобы беречь диски от ударов, что особенно важно при низкопрофильной резине. Осторожнее парковаться вблизи всяких столбиков и поребриков, стараться не влетать на скорости колесом в дорожные выбоины, помедленнее проезжать выпирающие трамвайные рельсы. Что ни говори, а легкосплавные диски предназначены не только для хороших машин, но и для хороших дорог...

Штампованные диски: плюсы и минусы

Среди автомобильных дисков, которыми оснащают легковые транспортные средства во всем мире, наиболее распространены штампованные диски. Конструкция "штамповки" состоит из двух элементов - обода и, собственно, самого диска. И то, и другое производится из листовой стали штамповым методом. Затем обод и диск соединяют в единое целое посредством точечной сварки. Последний этап - нанесение защитного покрытия, которым может выступать эмаль или порошковая краска. Все. Конечный продукт готов.

Как видим, технология изготовления штампованных дисков достаточно проста, а следовательно, дешева. Невысокая цена - одно из главных преимуществ автодисков данного типа, но не единственное. Технические характеристики стали, из которой производятся штампованные диски, защищает их от разрушения даже при очень сильном ударе. В этом случае диск может лишь помяться, но не развалиться на куски. Это повышает безопасность людей, находящихся в салоне, во время движения авто.

Вдобавок, стальные автомобильные диски повышают вероятность сохранности самого транспортного средства. Здесь достаточно вспомнить теорию сопротивления материалов. Чтобы деформировать какое-либо тело, необходимо задействовать некую долю энергии. Таким образом, при возникновении ударной нагрузки, первой ее на себя принимает диск. Часть энергии удара поглощает пластичная сталь. В итоге, остальные узлы системы управления и подвески останутся либо вовсе неповрежденными, либо подвергнутся минимальным деформациям. Разумеется, штампованный диск при этом погнется. Но еще один большой плюс "штамповки" в том, что она достаточно легко поддается восстановлению.

Естественно, имеются у этой категории дисков и недостатки. Иначе бы не существовало бы такого класса, как литые диски Реплика, но о них чуть позже.

Начнем с внешнего вида штампованных дисков. Привлекательностью они явно не отличаются, поэтому, чтобы хоть как-то облагородить внешний вид колес, их прикрывают колпаками. Конечно, если разговор идет о рабочем транспортном средстве, то такими косметическими излишествами заниматься не обязательно. А вот если говорить о персональном транспорте, то "штамповка" однозначно будет портить облик вашего авто и параллельно ваш имидж.

Основная же проблема штампованных стальных дисков в их массе. Большой вес дисков снижает эксплуатационные качества транспортного средства. К тому же, с этим недостатком невозможно бороться, так как снизить вес можно лишь за счет уменьшения толщины металла, а это непозволительно с точки зрения прочности дисков.

Наконец, стальным дискам свойственна такая беда, как коррозия. Если не производить профилактические работы время от времени, ржавчина довольно быстро "съест" металл.

Решить вышеописанные проблемы помогут диски Реплика, которые выполняются из легких алюминиевых сплавов методом литья или ковки. Тут уже имеются широчайшие дизайнерские возможности, они легки, прочны и слабо подвержены коррозионным процессам.

Статья написана собственным коллективом редакторов, ссылка при ее копировании на сайт www.shina-online.ru обязательна!

Copyright by shina-onLine, 2002-2024